8(499)610-0000; 8(499)110-0000
 

услуги

 
  • Захоронение в землю
  • Кремация
  • Ритуальные перевозки
  •  
  • Поминальная трапеза
  •  
  • Экскурсии по кладбищам
  •  
  • Уход за местами захоронений
  • Реестр участков для размещения семейных (родовых) захоронений, доступных для приобретения на городских кладбищах города Москвы

    Специализированные службы

    Агенты ГБУ Ритуал

    Социальные гарантии


    Историческая справка

    В истории ничто не оканчивается вдруг и ничто не начинается вдруг;
    новое начинается в то время, когда старое еще продолжается.
    Историк С. Соловьев

         Во всем мире одним из признаков цивилизованности нации принято считать внимательное и бережное отношение к могилам предков. С древнейших времен ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, веками соблюдая священный закон о погребении и траурный ритуал. Издавна могилы предков были святыней и для русского народа. Князья, заключая между собой договор, считали лучшим залогом его крепости произнесение клятвы на отцовской могиле. На Руси усопших всегда хоронили ближе к Богу — возле приходских церквей и монастырей. Древнейшие московские захоронения находятся на Соборной площади Кремля и в Даниловском монастыре (ХIII век). В Москве обычай хоронить в городских церквях и возле них сохранялся до второй половины ХVII века, но в 1657 г. после эпидемии моровой язвы появилось “Уложение о градском строительстве”, которым строжайше запрещалось “впредь совершать захоронения у церквей на территории Кремля”. Тогда же были выделены участки земли для обустройства городских кладбищ, первым из которых было Лазаревское (в районе нынешней Марьиной рощи). В ХVIII веке, когда Москва перешагнула Земляной вал, а население ее достигло двухсот тысяч человек, образовалось уже более трехсот кладбищ. В 1723 г. Петр I издал указ о запрете захоронений в пределах города для всех кроме “знатных персон”. В связи с захлестнувшей Москву эпидемией чумы императрица Екатерина II издала указ от 24 марта 1771 г., по которому возбранялось хоронить умерших от чумы в черте города и повелевалось “отвести для них особые кладбища за городом и построить на оных на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви”. Границу Москвы определили по Камер-Коллежскому валу, за чертой которого и были обустроены 20 новых кладбищ. В годы правления Екатерины II (1762-1792) сложилось российское законодательство о погребении, и положения его были закреплены во “Врачебном Уставе”, согласно которому кладбища должны были устраиваться: в городах - на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, в деревнях - на расстоянии не менее полуверсты (250 саженей). Для новых погостов выбирались красивые места, преимущественно на холмах и с песчаным грунтом. Так возникли многие старые московские кладбища: Миусское, Преображенское, Семеновское, Дорогомиловское, Рогожское и Ваганьковское.

          В конце ХIХ - начале ХХ веков с ростом населения Москвы и расширением жилой застройки увеличивалось и число городских кладбищ. Многие из них, бывшие за городом, теперь оказались в его черте. Одни из них закрывались для захоронений, другие - переносились на новые места. Несколько старых московских кладбищ: Донское, Новодевичье, Ваганьковское - превратились в своеобразные исторические памятники - некрополи, сохраняющие не только память об упокоившихся здесь людях, но и собрания произведений выдающихся скульпторов, архитекторов и художников - авторов надгробий.

         Возникший в конце ХVIII века Ваганьковский некрополь, расположенный к западу от Пресненской заставы в Новых Ваганьках, стал одним из выдающихся московских памятников истории и культуры. Площадь некрополя - 50 гектаров. Официальным годом его основания считается 1771-й, хотя из исторических источников известно о плитах более ранних захоронений, найденных на этом месте. По преданию, на погосте села Новые Ваганьки был захоронен царевич Дмитрий, брат царя Василия Шуйского (1606-1610). Сама местность “Новые Ваганьки” доподлинно известна лишь со второй половины ХVIII века. По поводу происхождения ее названия есть несколько толкований: от слова “ваганиться”, что по В.И. Далю в вологодском наречии значило “забавлять, играть, шутить, баловаться”; от слова “вага” (весы) или от “ваганного” налога, взимавшегося за взвешивание товаров; от слова “ваганы” - так называли псарей, живших на Государевом Псаревом дворе. Исторически достоверно, что с 1446 г. возле Кремля в районе Пашкова дома и нынешней Библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов - Старое Ваганьково (сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка), которое в ХVII веке было переведено в район пресненских Трех гор, на отдаленную окраину города, и получило название Новое Ваганьково. По местности стало называться и кладбище - Ваганьково.

         Первыми на Ваганьковском кладбище были захоронены тысячи безымянных москвичей, умерших от чумы в 1771 г. На протяжении последующих полутора веков на Ваганькове находили последний приют люди небогатые - крестьянского и мещанского сословий, мелкие чиновники, отставные военные и подобранные на улицах обитатели московских трущеб. Только в ХIХ веке здесь появились могилы людей, оставивших след в отечественной истории. В 1824 г. по проекту архитектора А.Г. Григорьева здесь, на месте старой Церкви, был возведен храм Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого, а в память о старой одноименной церкви сооружена ротонда. Немногим позже вблизи нового храма появились могилы декабристов А.Ф. Фролова и П.С. Бобрищева-Пушкина, чуть дальше - могилы друзей А.С. Пушкина, графа Ф.И. Толстого и композитора А. Н. Верстовского.

         К концу ХIХ века значительно увеличилось население Москвы, увеличивались и кладбища, поэтому в 1896 году игуменья Антония направила в Синодальное управление прошение об освещении земли для погребений за пределами монастыря, которое было удовлетворено. В 1898 году была освящена земля, и начались работы по созданию и благоустройству нового кладбища площадью 2,7 гектаров, которое согласно проекту инженера-строителя С. Шестакова и архитектора И. Машкова устроили за южной стеной монастыря.

         Официальное открытие нового некрополя на Новодевичьем состоялось в 1904 году. Захоронения по православному обряду продолжались здесь до 1918 года. С 1919 года территория стала подведомственна Хамовническому райсовету и получила официальное название «Новодевичье кладбище». В 1927 году по решению ВЦИК Новодевичье кладбище было «...выделено для захоронения лиц с общественным положением», — так гласил директивный документ. С тех пор право покоиться на этом элитарном кладбище стало в советском обществе серьезной привилегией и одной из высших почестей. В 20-х годах прошлого века здесь были похоронены многие представители новой «коммунистической» элиты — Г. Чичерин, Н. Подвойский, брат В. Ленина - Д. Ульянов. В 30-е годы, в период уничтожения монастырских некрополей Москвы, на Новодевичье из Симонова, Данилова и других монастырей были перенесены останки и памятники ряда выдающихся деятелей науки и культуры. Так, в 1931 году после закрытия Свято-Данилова монастыря и организации в нем приемника-распределителя НКВД на Новодевичье кладбище был перенесен прах великого писателя Н.В. Гоголя. Первоначально на его могиле стоял крест, лежали камень и массивная плита с надписью: «Ей гряди, Господи Иисусе». Ограждала всю композицию орнаментальная решетка с барельефом работы скульптора Андреева. Устраивая могилу на Новодевичьем, оставили только ограду, внутри которой воздвигли памятник с надписью: «От Правительства Советского Союза» (скульптор Н. Томский).

         В 1949 году территория Новодевичьего некрополя была расширена на юг и образовалось так называемое «новое кладбище» с колумбарием.

         В конце 1970-х годов с юго-западной стороны появился участок новейшей территории. В 2004 году, через 100 лет, общая площадь некрополя, увеличившись до 7,5 гектаров, содержит более 26 тысяч захоронений.

         Новодевичий некрополь на протяжении всей истории складывался еще и как своеобразный «музей под открытым небом». Надгробия, выполненные скульпторами Андреевым, Вучетичем, Кербелем, Коненковым, Неизвестным, Мухиной, Цигалем, Шадром давно и по праву признаны классикой советской мемориальной скульптуры.

         Надгробия как часть мемориального искусства отражают не только время и эпоху, но и выражают отношение живых к памяти умерших. Благодаря таланту и художественному прозрению авторов лучших монументальных надгробий мы становимся ближе к постижению характера и жизненного пути тех, кто упокоился под ними.

         «Память о прошлом - преображающая память», - по выражению философа Н. Бердяева. Без прошлого, каким бы оно ни было, нет будущего, наша память — субстанция, связующая прошлое и настоящее, а некрополи – таинственное место встречи с теми, кто жил прежде нас, и поклонение их земному праху - традиция, схожая с паломничеством к Святым местам.

     


    Вакансии

    Ритуальные перевозки

    Оперативная линия

    Изготовление памятников

    Некрополь героев



     




     


    ГлавнаяВ случае смерти близкого человекаПохоронное дело в МосквеПолезная информация
    Адрес: 125057, г.Москва,ул. Песчаная, д.3
    Тел.: (499) 157-43-83
    E-mail:
      © ГБУ Ритуал, 2016.
    Все права защищены.

    Справочник ритуальных услуг РосРитуал