• Автору «пролетарской классики»: на Новодевичьем кладбище отреставрируют памятник архитектору Ивану Фомину


Автору «пролетарской классики»: на Новодевичьем кладбище отреставрируют памятник архитектору Ивану Фомину 22.10.2018

Автору «пролетарской классики»: на Новодевичьем кладбище отреставрируют памятник архитектору Ивану Фомину

Иван Фомин создал проект строительства дома общества «Динамо» на Большой Лубянке. В 1930-х по его проекту также был перестроен легендарный дом-паровоз на Новой Басманной улице.

Надгробие на могиле архитектора Ивана Фомина (1872–1936) отреставрируют до конца года. Захоронение расположено на Новодевичьем кладбище. Фомин был мастером советского неоклассицизма, одним из основателей советского монументального классицизма и создателем архитектурной концепции «пролетарской классики». По его проекту возведен дом общества «Динамо» на Большой Лубянке. Также в 1932–1938 годах по проекту Фомина была проведена масштабная реконструкция легендарного дома-паровоза. Сейчас в здании находится офис ОАО «Российские железные дороги», а в советское время его занимало Министерство путей сообщения.

Через два года после смерти архитектора, в 1938 году, ленинградское отделение Союза советских архитекторов объявило конкурс на разработку проекта мемориала на его могиле. Участники конкурса представили порядка 50 проектов. Большинство авторов в своих эскизах пытались отразить архитектурные особенности, характерные для творчества Фомина, — значимое содержание, величавость и возвышенность. Победителем стал ученик архитектора Михаил Минкус. Вместе со своим отцом Адольфом Минкусом он участвовал в крупнейших архитектурных конкурсах того времени: например, предлагал свои проекты Дворца труда (1922–1923 годы) в Москве и Промбанка в Свердловске (1925 год). Минкус проектировал Сухаревскую площадь столицы, Большой Каменный мост, вестибюль станции «Проспект Мира», а также был одним из авторов проекта высотного здания Министерства иностранных дел на Смоленской площади.

Надгробие Ивана Фомина выполнено в виде массивного куба из бетона. Он облицован шестью гранитными плитами. Куб установлен на четырех подставках, которые закреплены на ступенчатом гранитном цоколе и плите основания. Главный фасад украшен барельефом с профильным портретом Фомина работы скульптора Георгия Мотовилова. Возле барельефа указаны даты рождения и смерти зодчего, а также написано: «Академик архитектуры Иван Александрович Фомин».

Мемориал на могиле Ивана Фомина — объект культурного наследия федерального значения, его реставрация ведется по согласованному с Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.

«У надгробия сложная конструкция — рядом тесно стоят плиты других могил, поэтому спецтехника к памятнику подъехать не может. Работы проводятся вручную, аккуратно, чтобы не повредить соседние захоронения. Реставрация коснется всех частей надгробия на могиле Фомина, поэтому его пришлось разобрать. Специалисты восстановили фундамент, который был в аварийном состоянии. Сейчас памятник собирают обратно. Реставраторы заливают в конструкцию куба бетон, чтобы закрепить облицовочные плиты. Затем они приступят к промывке надгробия, устранят сколы, выбоины и трещины, а также расчистят территорию вокруг», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Иван Фомин — советский архитектор, график, педагог и историк архитектуры. Он окончил три курса математического факультета МГУ и три курса на архитектурном отделении Академии художеств. Затем Фомин в течение года учился во Франции. Вернувшись в Россию, он работал помощником у нескольких московских архитекторов, например у Льва Кекушева и Федора Шехтеля. В своих проектах Фомин старался объединить особенности модерна с традициями древнерусской архитектуры. В 1905 году зодчий возобновил занятия в Академии художеств и окончил ее в 1909 году. Архитектор проектировал интерьеры, церкви, особняки, общественные здания, монументы, городские ансамбли. В 1915 году он получил звание академика архитектуры, став одним из самых известных зодчих того времени.

Новодевичье кладбище — одно из самых известных и древних в Москве. Первые захоронения на территории Новодевичьего монастыря появились в XVI веке. Здесь хоронили монахинь и женщин царского рода. Благодаря придворному положению Новодевичьего монастыря в XVI–XVII веках некрополь стал местом погребения представителей аристократии. До XIX века эта территория оставалась родовым местом захоронения аристократических семей (князья Голицыны, Гагарины, Долгорукие, Трубецкие и другие). Далее увеличилось количество захоронений представителей купеческого, мещанского и торгово-промышленного сословий, разночинной интеллигенции. Уже к началу ХХ века свободного места здесь практически не осталось, и было принято решение о расширении кладбища за счет двух гектаров земли за южной стеной монастыря.

Всего на территории некрополя покоятся более 26 тысяч человек. Среди них художники, писатели и поэты, архитекторы, философы, композиторы, ученые, государственные и военные деятели. Здесь были похоронены Дмитрий Шостакович, Николай Гоголь, Владимир Маяковский, Антон Чехов, Константин Станиславский, Юрий Левитан, Никита Хрущев, Сергей Эйзенштейн и другие. Ансамбль Новодевичьего монастыря — объект культурного наследия федерального значения, он включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Департамент культурного наследия Москвы разработал систему комплексного мониторинга сохранности художественных надгробий на территории столицы. Она позволяет отслеживать состояние всех памятников, которые относятся к объектам культурного наследия. В городе расположено порядка двух тысяч объектов исторического и воинского некрополя. В июле завершилась реставрация надгробия на могиле художника Игоря Грабаря, основоположника советского музейного и реставрационного дела. Специалисты привели в порядок белокаменную стелу, установленную на могиле советского академика в 1980-х годах, а также ее гранитный постамент. Мемориал находится на Новодевичьем кладбище.

Источник: www.mos.ru


Возврат к списку